kagury
РУССКОЕ ГОРЕ
Несмотря на то, что Школа Современной Пьесы, как ясно из названия, преимущественно ставит современные пьесы (за что я их нежно люблю), время от времени они разрешают себе увлечься каким-нибудь классическим произведением. Ну там, сдуть с него пыль, позолоту соскрести и вообще извлечь какие-нибудь внезапные смыслы. Ныне вот сыграли в "Горе от ума". Вышло легко, непринужденно и неожиданно.
"Горе от ума" превратили практически в мюзикл, снабдили новыми текстами (приятно узнаваемыми с музыкой Никитина, что явно плюс), а сцену и актеров довели почти до графичной черно-белости. И это все поразительным образом придало действию объемности.
Спектакль идет примерно 2 часа с одним антрактом. Первая часть вообще прекрасна, на мой взгляд. Ну вот Чацкий. Со школьных времен у нас в голове образ эдакого очередного "лишнего человека", исключительно возвышенный и идеальный на фоне старорежимной Москвы с болотисто-патриархальными порядками и всякими Молчалиными внутри. Но можно же посмотреть и с другой стороны. Обычная московская семья. Дочка на выданье, слуга толковый попался, повезло. Выезды, приемы, в общем - нормальная спокойная налаженная жизнь. Всех устраивает. И вот появляется "золотой мальчик". Болтался несколько лет за границей (а девочке замуж пора!), весь из себя выпендрежный франт, приехал - и давай хаять Москву и Россию. Мол, все не так, все устарело, прогнило и вообще - как вы тут живете?
В моем школьном детстве таких типажей у нас не было. А вот зато сейчас их вполне хватает. Ну разве не знакомо? У кого нет похожего примера такого вот вернувшегося из заграниц товарища? Которому теперь тут вдруг все стало не так и не то? И оказывается, что такой Чацкий не вызывает более никакого уважения, раздражение лишь одно.
Вообще, многие моменты приобрели неожиданно современное звучание (это я уж не говорю о вечных крылатых фразах, о которых зрителю напоминают в самом начале). Скажем, старуха, которая "час битый ехала с Покровки, силы нет" воспринимается ныне как дама, попавшая в порядочную пробку (хоть она и на роликах).
Лиза и Молчалин в формате двух половинок также очень удачная находка - они не черные, и не белые, а просто два обычных человека, в зависимости от обстоятельств демонстрирующие нужную сторону. Как и большинство. И суета московского общества удалась. Разве вот княгини Марьи Алексевны не хватало. В общем, первое действие получилось отличным - продумана каждая деталь, каждый эпизод, все точно и на своем месте. Пожалуй, единственное, что меня несколько покоробило - финальная песня:
Не замечаем ни царапин и не пятен,
Принюхались и прижились мы в нем,
Как дым Отечества нам сладок и приятен,
Гориииии оно огнем...
Я понимаю, что это как бы Чацкий и вообще игра, но... как-то меня резануло это многократное "гори оно огнем".
Второе действие выворачивает первое практически наизнанку и в целом кажется несколько более сумбурным, чем первое. Чацкий осознает ситуацию с Софьей, и внезапно оказывается, что он не только больше не герой ее романа, но и вообще не герой. Его становится жаль, что, впрочем, придает ему определенную привлекательность жертвы (чего в школьном прочтении, кстати, я не помню - там Чацкий для зрителя/читателя казался стабильно правильным). "Золотой мальчик" становится изгоем. Его презирает общество, над ним смеются и шутят, и "карета" - это лучшее, что можно выбрать в его положении. Волей режиссера Чацкий вдобавок превращается в Бродского. Трудно сказать, почему именно в него (заунывные интонации Иосифа Александровича и весь образ вообще переданы исключительно точно), видимо наиболее лишним показался. Да еще и эмигрировал, пожалуй, вовремя и удачно.
Лети-лети карета, спеши из века в век.
Пошел гулять по свету несчастный человек.
Велит драматургия без устали скакать,
Не бойтесь, дорогие, ему не привыкать.
До свиданья, комедия! Здравствуй, комедия!
И спасибо за то, что с собой позволяешь играть!
Резюме: интересный эксперимент, который однозначно стоит увидеть, хотя вот детей лучше оставить дома. Здесь надо получать удовольствие, а не объяснять детали :)
23.01.2018